Морально-этический кодекс взаимоотношений врача и пациента Тюменской области
Общественный кодекс взаимоотношений в сфере здравоохранения Тюменской области (29.07.2013)
Основные положения морально-этического кодекса сформулированы по результатам анализа нормативно-правовых актов, регулирующих сферу медицины, российских и международных этических кодексов врача, предложений и комментариев, оставленных населением Тюменской области в блоге Губернатора.
Морально-этический Кодекс представляет свод морально-этических правил, которые являются обязательными для врачей и пациентов, административного персонала и ученых, работающих в сфере здравоохранения.
Основная цель кодекса - упорядочить взаимоотношения между врачами, пациентами, медицинскими организациями, а также определить этические нормы.
Настоящий Кодекс представляет собой нравственный ориентир для врача и пациента.
Морально-этический кодекс врача и пациента Тюменской области состоит из шести разделов, которые посвящены моральным аспектам деятельности врача в обществе, работе с пациентами; взаимоотношениям с медицинскими организациями и коллегами.
1. Основные термины, используемые в настоящем Кодексе, и их определение
1.1. «Мораль» - это определенная форма общественного сознания, совокупность социальных правил и норм поведения, которыми люди руководствуются в своей жизни на основе оценки человеческого поведения с точки зрения Добра и Зла, Справедливости и Несправедливости, способности жить по Совести, Чести.
1.2. «Этика» (от греч. ethos- нравственный обычай, характер, образ жизни) - учение о морали, о нравственном воспитании личности.
1.3. «Честь» - внешнее признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе.
1.4. Врач - лицо, посвящающее свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека.
Врач - лицо, получившее высшее медицинское образование по соответствующей специальности.
1.5. Пациент (лат. patiens— терпящий, страдающий) — человек, получающий медицинскую помощь, подвергающийся медицинскому наблюдению и/или лечению по поводу какого-либо заболевания, патологического состояния или иного нарушения здоровья и жизнедеятельности, а также пользующийся медицинскими услугами независимо от наличия у него заболевания
1.6. Права - это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.
1.7. Обязанности - круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.
1.8. Конфликтные ситуации:
-
оказание пациенту медицинской помощи ненадлежащего качества (невыполнение, несвоевременное, некачественное и не обоснованное выполнение диагностических, лечебных, профилактических и реабилитационных мероприятий);
-
нарушения в работе учреждения здравоохранения, наносящие ущерб здоровью пациента (внутрибольничное инфицирование, осложнения после медицинских манипуляций);
-
нарушение норм медицинской этики и деонтологии со стороны медицинских работников в отношении пациента, его родственников.
2. Права пациента
Права пациентов закреплены в соответствие с Федеральным Законом от 21.11.2011г. №323-Ф3 «Об охране здоровья граждан Российской Федерации».
При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:
-
уважительное и гуманное отношение со стороны медицинских работников и других лиц, участвующих в оказании медицинской помощи;
-
информацию о фамилии, имени, отчестве, должности и квалификации его лечащего врача и других лиц, непосредственно участвующих в оказании ему медицинской помощи;
-
выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ;
-
на доступность медицинских услуг, требующихся по состоянию здоровья без дискриминации по признакам наличия финансовых ресурсов, места проживания, вида заболевания или времени обращения за помощью;
-
обследование, лечение и нахождение в учреждении здравоохранения в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим требованиям;
-
облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;
-
добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство в соответствии с законодательными актами;
-
отказ от оказания (прекращение) медицинской помощи, от госпитализации, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;
-
сохранение медицинскими работниками в тайне информации о факте его обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;
-
получение в доступной для него форме полной информации о состоянии своего здоровья, применяемых методах диагностики и лечения, о медицинских услугах и способах получения этих услуг, которая позволит активно участвовать в принятии решении относительно своего здоровья, а также на выбор лиц, которым может быть передана информация о состоянии его здоровья;
-
на получение необходимого лечения без промедления, в течение установленных законодательством, Российской Федерации сроков, определенного на основе конкретных стандартов и в зависимости от неотложности клинического случая;
-
на предотвращение по мере возможности страданий и боли на каждом этапе своего заболевания;
-
на подачу жалобы и получение ответа или иной обратной связи в случае причинения вреда;
-
запрашивать копию амбулаторной карты пациента по месту постоянного наблюдения в случае посещения других лечебных учреждений с целью получения медицинской помощи.
3. Обязанности пациента
-
заботиться о сохранении своего здоровья;
-
уважительно относиться к медицинским работникам и другим лицам, участвующим в оказании медицинской помощи;
-
уважительно относиться к другим пациентам, соблюдать очередность, пропускать лиц, имеющих право на внеочередное обслуживание;
-
представлять лицу, оказывающему медицинскую помощь, известную ему достоверную информацию о состоянии своего здоровья, в том числе о противопоказаниях к применению лекарственных средств, ранее перенесенных и наследственных заболеваниях;
-
выполнять медицинские предписания;
-
сотрудничать с врачом на всех этапах оказания медицинской помощи;
-
соблюдать санитарно-гигиенические нормы; (вход в отделения поликлиники в сменной обуви или бахилах, верхнюю одежду оставлять в гардеробе),
-
соблюдать правила запрета курения в медицинских учреждениях, курить только в специально отведенных для курения местах;
-
сохранять копии медицинских заключений и других документов, подтверждающих прохождение медицинского обследования.
4. Обязанности врача в отношении к пациенту
-
заботиться одинаково обо всех своих пациентах, не дискриминируя социальному или моральному статусу, личному отношению врача к убеждениям;
-
назначать только необходимые пациенту обследования и избегать назначения обследований, не относящихся к его заболеванию;
-
прежде, чем поставить диагноз и начать лечение, врач должен записать в карточку состояние больного, а также изучить личную и наследственные заболевания;
-
письменно и четко записывать рецепты, указывая дозировку и способ приёма;
-
рассказать пациенту или его представителю о типе, причинах и осложнениях заболевания пациента, о пользе диагностических и терапевтических процедур,
-
перед приемом пациента обеспечить наличие медицинской карты в кабинете;
-
обеспечить регулирование очереди и соблюдение записи приема медицинской сестрой;
-
соблюдать прием в соответствии с записью (допустимая погрешность 10-15 минут);
-
информировать пациента об отмене приема с возможностью переноса даты приема по согласованию с пациентом;
-
разъяснять пациенту рекомендации по дальнейшему лечению в доступной форме;
-
ознакомить и проинформировать пациента о стандарте лечения или обследования в соответствии с его заболеванием;
-
назначать только необходимые пациенту обследования и избегать назначения обследований, не относящихся к его заболеванию;
-
в ходе приема пациента давать полную, актуальную и в доступной форме информацию относительно его здоровья, алгоритма дальнейшего лечения, профилактики и риска возникновения других заболеваний;
-
держать настойчивую позицию в отношении соблюдения пациентом ранее сделанных рекомендаций по его дальнейшему лечению.
5. Права врача
Врач имеет право:
5.1. отказаться от приема, наблюдения и лечения пациента:
-
если пациент находится в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
-
если действия пациента угрожают жизни и здоровью окружающих и персонала;
-
в случае несоблюдения пациентом предписаний и назначений врача;
-
при агрессивном поведении пациента и нарушении им и его родственниками этических норм и правил,
-
когда врач не в состоянии установить с пациентом терапевтического сотрудничества.
5.2. отказ пациенту в приеме, наблюдении и лечении врачом при вышеперечисленных ситуациях принимается самостоятельно, по согласованию с вышестоящим должностным лицом.
5.3. отказ пациенту в приеме, наблюдении и лечении медицинской организации при вышеперечисленных ситуациях принимается этическим комитетом учреждения с письменным уведомлением пациента за месяц.
5.4. врач имеет право на защиту своих прав и свобод. Защита прав врачей в сферах трудовых отношений, социального обеспечения, административно-уголовной ответственности осуществляется при содействии медицинских профессиональных некоммерческих организаций.
5.5. врач имеет право на защиту своей чести и достоинства
5.6. врач имеет право на создание комфортных условии для осуществления качественного трудового процесса.
6. Порядок разрешения конфликтных ситуаций между медицинским работником (организацией) и пациентом
6.1. К числу наиболее типичных конфликтных ситуаций в сфере медицинской помощи относятся:
-
оказание пациенту медицинской помощи не надлежащего качества невыполнение, несвоевременное, некачественное и необоснованное выполнение диагностических, лечебных, профилактических и реабилитационных мероприятий);
-
нарушения в работе учреждения здравоохранения, наносящие ущерб здоровью пациента (внутрибольничное инфицирование, осложнения после медицинских манипуляций);
-
нарушение норм медицинской этики и деонтологии со стороны медицинских работников в отношении пациента, его родственников.
6.2. В случае нарушения прав пациента он (его законный представитель) может обращаться с жалобой непосредственно к главному врачу или иному должностному лицу Учреждения.
6.3. Жалоба подается в письменном виде: первый экземпляр - лицу, ответственному за делопроизводство (либо непосредственно главному врачу), а второй экземпляр остается на руках у подающего жалобу. При этом следует получить подпись лица, ответственного за делопроизводство с указанием входящего номера либо подпись главного врача с указанием даты.
6.4. Жалоба должна содержать конкретную информацию, вопросы и четко сформулированные или работы (учебы). При наличии подтверждающих документов они должны быть приложены. В случае если обстоятельства дела требуют немедленного и неординарного реагирования на ситуацию, жалоба может быть направлена сразу в несколько инстанции.
6.5. Ответ пациенту на жалобу предоставляется в письменном виде в сроки, установленные законодательством Российской Федерации.
6.6. В спорных случаях пациент имеет право обращаться в вышестоящий орган или суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.