С помощью каких информационных технологий можно сделать медицину качественнее и доступнее? Как сделать так, чтобы врач больше времени уделял пациенту, который обратился к нему за помощью?
Эти и другие вопросы обсуждались специалистами здравоохранения и информатизации на дискуссионной площадке «Цифровая трансформация здравоохранения», которая прошла 13 октября в рамках Тюменского цифрового форума «Инфотех-2021».
Как отметил директор департамента цифрового развития и информационных технологий Минздрава России Вадим Ваньков, присутствующий на мероприятии в режиме ВКС, главная цель информатизации здравоохранения – упростить жизнь людей и работу врачей. По статистике, сейчас медицинские работники тратят на заполнение документации 75% своего времени, а на прием пациентов – только 25%, а нужно сделать наоборот, почеркнул Вадим Валерьевич.
Для выполнения этой задачи в Тюменской области введена электронная карта пациента, автоматизировано рабочее место врача, внедряется речевой ввод для заполнения документации, электронный справочник-подсказка. На портале госуслуг можно посмотреть и распечатать медицинские документы, например, результаты анализов, получить сертификат о вакцинации, родовой сертификат и многое другое. Все это в значительной мере облегчает жизнь тюменцев и работников здравоохранения.
Гости форума – руководитель Министерства по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области Ярослав Раков и его заместители – высоко оценили достижения цифровых технологий, внедренных в амбулаторно-поликлиническом звене Тюменской области. До мероприятия они побывали в городской поликлинике № 17 и смогли убедиться воочию, как построена работа в медицинской организации, в том числе – дистанционное сопровождение пациентов с COVID-19.
Главный врач этой поликлиники Татьяна Клещевникова рассказала о проблемах, возникших на начальном этапе эпидемии коронавируса.
– Вопрос был в том, что существовало множество точек входа получения данных о пациентах с COVID-19 и контактных c ними лицах. Это Роспотребнадзор, частные клиники, бригады неотложной помощи, фильтры поликлиник, КТ-центры, - объяснила Татьяна Михайловна. – Еще одной проблемой была высокая нагрузка на врачей: на одного доктора приходилось около 150 пациентов, которых нужно было раз в три дня наблюдать, и еще ежедневно по 50 вызовов на дом. Нагрузка на Call-центр поликлиники составляла 300 вызовов в час, и доходила до 700. А это время, деньги, кадры.
Чтобы разрешить сложившуюся напряженную ситуацию, совместно с областным департаментом здравоохранения, медицинским информационно-аналитическим центром и департаментом информатизации было решено создать Единый регистр пациентов с коронавирусной инфекцией и подозрением на нее.
Теперь врач осматривает пациента на дому или на фильтре в поликлинике, или в КТ-центре, и фиксирует в регистре, если есть признаки любой ОРВИ.
После этого включается автоматизированный обзвон, где роботизированный помощник опрашивает пациента об ухудшении самочувствия, повышении температуры тела, есть ли одышка. Если есть ухудшение в самочувствии –больному звонят помощники врача – студенты 5-6 курсов Тюменского ГМУ. Они передают вызовы на фельдшерские или сестринские бригады, если есть необходимость в очном осмотре.
Куратор следит за качеством оказания медицинской помощи. Таким образом, автообзвон обеспечивает оперативный дистанционный контроль и сопровождение пациентов.
По словам Татьяны Клещевниковой, в работе врача на выезде к пациенту помогают планшеты с выходом в интернет. Удобно, что сразу на месте можно зайти в систему, выписать рецепт, открыть больничный. Это существенно сокращает временные потери.
На дискуссионной площадке также шла речь о сердечно-сосудистых заболеваниях, которые во всем мире являются основной причиной смертности взрослого населения. В своем докладе заместитель директора департамента здравоохранения Тюменской области Алексей Немков рассказал о цифровых решениях региона, направленных на снижение этого показателя.
Во время проведения дискуссии модератор секции – директор ГАУ ТО «Медицинский информационно-аналитический центр» Андрей Викторович Ивашинников – предложил присутствующим принять участие в обсуждении, используя интерактив: войти по QR-коду в электронную систему и задать вопрос спикерам. Многие воспользовались этим предложением и получили исчерпывающие ответы.
По результатам обсуждения участники дискуссионной площадки сошлись во мнении, что цифровая трансформация здравоохранения уже прочно вошла в нашу жизнь, это новая реальность. Те проблемы, с которыми здравоохранение столкнулось в пандемию COVID-19, стали причиной того, что ИТ-технологии получили мощнейший импульс, выводя всю медицинскую помощь на новый уровень. Эти изменения касаются как врача, так и каждого отдельно взятого пациента.
Кроме того, на мероприятии отметили благодарственными письмами всех, кто активно и плодотворно принимает участие в информатизации здравоохранения региона.
Ольга Болотова.